Amduszias
Я делаю то, что нужно, спокойно и не прилагая усилий. Я не следую никаким правилам и не создаю свои правила. Я теку вместе с Жизнью с верой и без сопротивления
ГО́ЛЬДФАДЕН Аврахам (Goldfaden, Abraham; настоящая фамилия Голденфодим; 1840, Староконстантинов, Хмельницкая область, Украина, –

1908, Нью-Йорк), основатель профессионального театра на идиш, драматург и поэт. Сын часовщика, приверженца Хаскалы, Гольдфаден

получил традиционное еврейское и светское образование, владел русским и немецким языками. В 1857–66 гг. учился в Житомирском

раввинском училище, получил звание учителя и до 1875 г. преподавал в казенных училищах Симферополя и Одессы. Еще в Житомире

Гольдфаден под влиянием своего земляка и наставника А. Б. Готлобера стал писать стихотворения на иврите, вошедшие в сборник «Цицим

у-фрахим» («Ростки и цветы», 1865). Но как поэт Гольдфаден стал известен после выхода в свет сборников его стихотворений на идиш

«Дос иделе» («Еврей», 1866) и «Ди идене» («Еврейка», 1869). Многие из этих стихотворений очень скоро стали популярными народными

песнями. После неудач с изданием еженедельника «Исролик» (Львов, 1875) и газеты «Буковинер израелитишер фолксблат» (Черновицы,

1876) Гольдфаден переехал в Яссы. Встреча с «бродеровскими певцами» (см. Б. Бродер), исполнявшими еврейские песни (в том числе и

сочинения Гольдфадена) как сценические миниатюры, навела Гольдфадена на мысль создать с их участием спектакль, перемежая песни

занимательными диалогами. Постановка в октябре 1876 г. первой пьесы Гольдфадена «Ди бобе мит дем эйникл» («Бабушка и внучек»),

восторженно встреченной зрителем, считается рождением профессионального театра на идиш. Это был странствующий театр «блуждающих

звезд», по образцу которого вскоре возникли многие новые труппы. Обычно их руководитель был, как и Гольдфаден, режиссером,

оформителем спектаклей и автором всего репертуара. Из-за запрета русским правительством спектаклей на идиш труппа Гольдфадена

после триумфального турне по Румынии и России (с 1879 г.) в 1883 г. прекратила существование. Гольдфаден выехал в Варшаву, где

создал новую труппу под названием «немецкой» (играла до середины 1886 г.). В 1887–89 гг. Гольдфаден жил в Нью-Йорке, издавал

газету «Ньюйоркер илустрирте цайтунг», затем ставил свои пьесы в Париже и Львове. В 1900 г. был делегатом от Парижа на Сионистском

конгрессе в Лондоне. С 1903 г. жил в Нью-Йорке.

Свои спектакли Гольдфаден адресовал широким кругам еврейского общества, так как видел в театре действенное средство воспитания и

просвещения народа. Поэтому Гольдфаден завершал свои пьесы нравоучительным финалом, во имя доступности прямолинейно делил героев

на положительных и отрицательных, нередко ради успеха у невзыскательной публики перемежал в диалогах истинные блестки народного

юмора пошловатым балагурством. Это не могло не сказаться на литературном качестве драматургических произведений Гольдфадена. Тем

не менее многие из его пьес (около шестидесяти; не все изданы) и поныне не сходят со сцены театра на идиш, подвергаясь последующим

обработкам. Особенно популярны его водевили «Шмендрик» («Ничтожный человечек», 1877), «Дер фанатик, одер цвей Куни-Лемлех»

(«Фанатик, или два простофили», 1880), музыкальные драмы «Шуламис» («Суламифь», 1880), «Ди кишефмахерин» («Колдунья», около 1879)

и другие Реакцией на погромы в 1881 г. явилась пьеса Гольдфадена «Доктор Алмасадо» (1882), в которой события в Палермо 14 в.

явственно намекали на русскую действительность, на тяжелое положение евреев России. Народно-героической драмой «Бар-Кохба» (1882)

Гольдфаден, приверженец Ховевей Цион, стремился пробудить у зрителя чувство национальной гордости и сознание таящихся в народе сил

для сопротивления произволу.

Не умея записывать музыку и играть на каком-либо музыкальном инструменте, Гольдфаден, тем не менее, создавал мелодии для

спектаклей. Черпая из еврейских народных песен, синагогальных напевов, народной и популярной музыки других европейских народов, в

том числе из итальянских и французских оперных арий, Гольдфаден преобразовывал их, приспосабливая к ритму и настроению своих

песенных текстов, входивших в пьесы. Многие песни Гольдфадена стали народными еще до того, как он включил их в свои пьесы, другие

получили распространение благодаря спектаклям его труппы. Ряд пьес Гольдфадена ставился с большим успехом в Израиле в переводе на

иврит.

Гольдфаден заслуженно был назван «отцом еврейского театра». Он внес крупный вклад в становление и развитие национального

сценического искусства как драматург, создатель устойчивого репертуара и воспитатель первого поколения профессиональных еврейских

актеров, из числа которых многие вскоре стали руководителями театральных трупп, игравших на идиш в ряде стран.