11:17 

Amduszias
Я делаю то, что нужно, спокойно и не прилагая усилий. Я не следую никаким правилам и не создаю свои правила. Я теку вместе с Жизнью с верой и без сопротивления
Агасфер (лат. - Ahasuerus) ("Вечный жид") - персонаж христианской легенды позднего западноевропейского средневековья.

Имя "Агасфер" - это стилизованное библейское имя, которое было произвольно заимствовано из ветхозаветной легенды об Эсфири, где

еврейским "Ahashwerosh" было передано имя персидского царя Ксеркса. В более ранних версиях легенды встречались и другие имена -

Эспера-Диос ("надейся на бога"), Бутадеус ("ударивший бога"), Картафил.

Согласно легенде, Агасфер во время страдальческого пути Иисуса Христа на Голгофу оскорбительно отказал ему в кратком отдыхе и

безжалостно велел идти дальше. За это он был наказан - ему самому отказано в покое, он обречён из века в век безостановочно

скитаться, дожидаясь второго пришествия Христа, который сможет снять с него зарок. На возникновение легенды оказали влияние

религиозно-мифологические представления о том, что некоторые люди являют собой исключение из общего закона человеческой смертности

и дожидаются эсхатологической развязки и что такая судьба должна постигнуть каких-то очевидцев первого пришествия Иисуса Христа.

Так в Евангелии от Матфея сказано: "Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят

Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем" (Матф. 16, 28). В легенде можно видеть реминисценцию ветхозаветного мотива

проклятия Каину, которого Яхве обрекает на скитания, но запрещает лишать его жизни: "ты будешь изгнанником и скитальцем на

земле... за то всякому, кто убьет Каина, отомстится всемеро..." (Быт. 4, 10-15).

В легенде об Агасфере в какой-то мере отразилось и отношение средневековых христиан к евреям. В евреях видели людей, не имеющих

родины и обречённых на скитания, но "чудом" сохраняющих этническую и религиозную самобытность, убийц Христа и осквернителей

"завета с богом", но в эсхатологическом будущем - примиряющихся с богом через обращение к Христу наследников древнего обетования.

Все эти моменты присутствуют в легенде об Агасфере. Он - враг Христа, но в то же время свидетель о Христе. Он - грешник,

поражённый проклятием и пугающий одним своим видом как привидение и дурное знамение, но через само проклятие соотнесённый с

Христом, с которым непременно должен встретиться, а в покаянии и обращении способный превратиться в доброе знамение для всего

мира. Структурный принцип легенды - это двойной парадокс, когда тёмное и светлое дважды меняются местами. С одной стороны -

бессмертие, желанная цель человеческих усилий, но в данном случае оно оборачивается проклятием, а проклятие - милостью (шансом

искупления своего греха и прощения).

В фольклорной традиции Агасфер оказывался в отношениях взаимозаменяемости с другими фигурами скитальцев (Дикий охотник и др.) и

вообще существами, с которыми возможна неожиданная и странная встреча. Как и они, он выступает то жутким и опасным, то готовым на

помощь и добрым.

Легенда о "Вечном жиде" становится достоянием литературы с 13 в. По рассказу английского монаха Роджера Уэндоверского, вошедшему в

"Большую хронику" (ок. 1250) Матвея Парижского, архиепископ, прибывший в Англию из Великой Армении, уверял, что лично знаком с

живым современником и оскорбителем Христа по имени Картафил ("сторож претория" ?). Тот покаялся, крестился, принял имя Иосиф и

ведёт жизнь аскета и молчальника, отвечая только на благочестивые вопросы паломников. При встрече с Христом ему было 30 лет, и

теперь он после каждой новой сотни лет возвращается к 30-летнему возрасту. В 15 в. известны более мрачные и жестокие версии, в

которых акцент переносится с раскаяния "Вечного жида" на его наказание. Например, существовала версия, что он живёт в заточении,

за 9 замками, нагой и заросший, и спрашивает всех входящих к нему: "Идёт ли уже человек с крестом?". В 1602 выходит анонимная

народная книга "Краткое описание и рассказ о некоем еврее по имени Агасфер". Именно в ней герой легенды впервые получает имя

Агасфер.

В 18 в. легенда об Агасфере становится предметом всеобщих насмешек и уходит в деревенский фольклор. Зато этот образ превращается

из предмета веры в популярный предмет творческой фантазии. Молодой И. В. Гёте обращается к образу Агасфера чтобы выразить новое,

проникнутое историзмом представление о религиозно-психологической атмосфере в Иерусалиме времён Христа (фрагмент неоконченной

поэмы "Вечный жид", 1774). К. Ф. Д. Шубарт трактует образ и сюжет в духе радикального просветительства ("Вечный жид", 1787). Сюжет

легенды об Агасфере давал богатые возможности переходить от экзотических картин сменяющихся эпох и стран к изображению эмоций

обречённости и мировой скорби, был особенно привлекателен для романтиков. Его разрабатывали П. Б. Шелли, И. К. Цедлиц и многие

другие.

В России к этому сюжету обратился В. А. Жуковский (неоконченная поэма "Агасфер, Вечный жид"). Э. Кине (философская драма

"Агасфер", 1833) превратил его в символ всего человечества, пережившего свои надежды, но чудесно начинающего свой путь заново. В

авантюрном романе Э. Сю "Вечный жид" (1844-45) Агасфер выступает как таинственный благодетель и антагонист иезуитов.

Современный вариант "агасферовского" сюжета о проклятии тяготящего, безрадостного бессмертия дал аргентинский писатель X. Л.

Борхес в рассказе "Город бессмертных", героя которого примечательным образом зовут Иосиф Картафил, хотя Картафил идентичен не то с

римским легионером 4 в., не то с Гомером, он не еврей и никогда не видел Христа.

@музыка: Пендерецкий

@настроение: отменное

URL
   

Путешественник Внутреннего Мира!

главная